Полноприводный электровелосипед Christini
Статья Карла Гресслейна: На уверенном ходу… Полноприводный электровелосипед Christini с большими колесами
"В детстве я был совершенно одержим игрушками Lego. Я проводил почти все свободное время сидя на полу, собирая из деталей любые мыслимые и немыслимые конструкции. Я отчетливо помню, что одним из моих первых "творений" был полноприводный мотоцикл со сложной системой привода, которая задействовала как переднее, так и заднее колесо. Колеса крутились с одинаковой скоростью, а вилка продолжала двигаться вперед-назад. У этого мотоцикла даже был небольшой одноцилиндровый двигатель с поршнем, который поднимался и опускался. Я как сейчас помню радость, которую чувствовал, собрав этот мотоцикл, пусть даже он и был ужасно уродливым. Когда я впервые услышал о полноприводном электровелосипеде Christini с большими колесами, на котором Кейт Лимингс собирается отправиться на Южный полюс, он мне сразу же понравился. Я захотел его протестировать, пусть даже для этого мне придется лично поехать в магазин в Пенсильванию. Если этот полноприводный велик готов выдержать путешествие длиной в 1850 километров через Антарктику к Южному полюсу, то он наверняка выдержит и мой стиль езды. Эта статья посвящается двухнедельному тестированию электровелосипеда Christini, в течение которого я каждый день катался на нем и в итоге понял, что эта модель совсем не такая, какой я ожидал ее увидеть.
Прежде чем я начну рассказывать непосредственно о тестировании Christini, я должен упомянуть, какими были мои ожидания перед самой первой поездкой:
- Сложная система со множеством движущихся частей, которая будет забиваться грязью и льдом
- Дорогой, дорогие запчасти в случае поломки
- Велосипед будет хрупким, запчасти будут легко ломаться при малейшем давлении
- Ощутимые заносы при работе системы полного привода
- Система полного привода не окажет сильного влияния на езду по грязи, снегу и льду
Стоит ли говорить, как сильно я ошибался. Уже после первой поездки я буквально влюбился в этот электровелосипед и понял, что, скорее всего, куплю такой себе (когда выиграю в лотерею или выплачу наконец свой долг грабительской банковской системе США).
Несколько лет назад я уже экспериментировал с полноприводными электровелосипедами, тогда я просто подсоединил мотор MAC 12T к переднему колесу своего электровелосипеда Boris X9 BBSHD. Такая сборка была довольно спорной, потому что переднее и заднее колеса крутились с разными скоростями, и в большинстве случаев переднее колесо просто выходило из-под контроля. Я терял управление чаще, чем если бы на переднем колесе вовсе не было мотора. Когда вы используете мягкий подседельный штырь Thudbuster LT, он отклоняет сиденье на несколько сантиметров назад, поэтому вес ездока распределяется совсем иначе и велосипед превращается в вилли-машину. Более того, лишние пять кило на переднем колесе превращали любую поездку в ад. В тот период я забраковал все полноприводные велосипеды как нестоящие моего времени и сил. Невероятно легкая система полного привода Christini весом всего в один килограмм заставила меня пересмотреть свои взгляды на возможности таких моделей электровелосипедов.
Система Christini работает довольно интересно. Механизм сцепления расположен на заднем хабе, он задействует шестеренку с верхней передачей, которая фиксируется в точке крепления на заднем диске. Электричество подается через приводной вал по раме, через несколько универсальных шарниров и к конической передаче в головной трубе рамы. Затем электричество спускается и подается в вилку, а приводной вал идет вниз к внешней части передней вилки, где задействует передачу колеса свободного хода на переднем колесе со стороны без диска. Это значит, что когда сцепление не задействует передачи, система привода вообще не движется. Это также значит, что если при активной системе полного привода вы выжимаете задний тормоз, заднее колесо может и пробуксовать, но переднее по-прежнему будет крутиться, так как колесо свободного хода в передней вилке позволяет ему крутиться быстрее, чем заднее. Это колесо свободного хода также решает такую распространенную проблему с системами полного привода: если вы резко поворачиваете переднее колесо, то весь велосипед "подпрыгивает" из-за разницы в скорости вращения переднего (которое при резких поворотах крутится быстрее) и заднего колеса (которое при резких поворотах крутится медленнее). Прелесть системы полного привода Christini в том, что вам не нужно знать этих технических нюансов, велик просто работает так, как должен работать.
Обычно когда я езжу по снегу на электровелосипедах с большими колесами вроде PhatPhuk, я стараюсь поддерживать максимально низкое давление в колесах, я просто выхожу и катаюсь на очень низкой передаче, а двигатель вращается гораздо быстрее, чем я бы мог вращать педали. Контроллер превращает электровелосипед в вилли-машину, и большую часть времени я едва его контролирую. Я направляю переднюю часть велика туда, куда хочу ехать, но на самом деле он едет туда, куда сам хочет ехать. Заднее колесо постоянно выходит из под контроля, переднее заносит во время поворотов, оно часто выскакивает и едет совсем не туда, куда я хочу. Мне не привыкать врезаться в деревья или полностью терять управление, съезжая с маршрута. Что поделать.
95% зимних дней позволяют кататься, и очень редко случается, что условия для езды становятся совсем уж неподходящими. В день, когда я встретился со Стивом (разработчиком того самого велосипеда Christini) и он показал мне этот электровелосипед, я уже успел утром покататься на своем RebelScum II и пришел к выводу, что ездить по 8-10 сантиметрам слякоти практически невозможно. После встречи со Стивом я схватил его творение и направился в лес, чтобы протестировать его в таких же неблагоприятных условиях. Я был поражен, насколько хорошо сработал велик Christini. Как только заднее колесо начинало вращаться, переднее набирало обороты даже на мокром снегу. А самым удивительным было то, что переднее колесо не ехало туда, куда ему заблагорассудится.
Эксперимент с Ludicrous
Электровелосипед Christini не поставляется в комплекте с контроллером Lunacycle Ludicrous BBSHD на 2500 ватт и, возможно, никогда не будет поставляться. Я понял, что лучший способ реально протестировать систему полного привода Christini - это пропустить через трансмиссию гораздо больше мощности. Итак, в следующие две недели тестирования электровелосипеда Стива моей дьявольской миссией стало сделать все возможное, чтобы сломать его. Чтобы вы поняли, о каких мощностях идет речь, скажу, что заводской контроллер на 1500 ватт со звездочкой 30T легко может пропахать слякоть глубиной примерно 8 сантиметров или снег глубиной в 16, если только вы не едете в гору. Контроллер Ludicrous на 2500 ватт может пропахать слякоть глубиной в 13 сантиметров или снег глубиной почти 30 сантиметров (опять же, если вы не едете в гору). Если мы говорим о более глубоком снеге, двигатель будет чувствовать себя гораздо комфортнее на ровных участках или на спусках. Я обычно выбираю свои маршруты таким образом, чтобы подниматься в гору по уже утоптанным или проезженным участкам, а спускаюсь уже по нетронутому снегу, чтобы двигателю не пришлось одновременно бороться и со снегом, и с гравитацией.
Хотя система полного привода и не дала сбоев при езде с контроллером Ludicrous, она стала гораздо менее подходящей для езды по снегу. Когда я нажимал на рукоять на очень низкой передаче, велосипед все время вставал на козла. Дополнительное сцепление от полного привода терялось, когда переднее колесо отрывалось от земли. Мне все время приходилось немного приподниматься и наклоняться вперед, чтобы переднее колесо крутилось с необходимой мощностью. Если у вас есть контроллер Ludicrous на 2500 ватт и батарея, которая будет постоянно давать 50 ампер, то кататься на электровелосипеде Christini будет гораздо веселее. Велосипед поставляется с батареей всего на 30 ампер, она и минуты не может проработать без значительных скачков напряжения. Я использовал рюкзак с самодельной батареей 14S7P 24 А/ч GA, которая отлично работает с контроллером Ludicrous. Если бы я был побогаче, то купил бы что-то крутое вроде Crusher 2 с контроллером Ludicrous на 2500 ватт, а также велик Christini с колесами шириной 5 дюймов. Я бы устанавливал контроллер Ludicrous на зимнее время (работы буквально на пять минут), а летом катался бы с Crusher 2. Более того, этим летом Стив Кристини также выпустит хардтейл с колесами 29 дюймов и двухподвесный велик с колесами 29 дюймов.
Плюсы
- Невероятное сцепление при езде по снегу, льду и глубокой грязи, я никогда еще такого не встречал
- Система полного привода делает велик тяжелее всего на один килограмм
- Система полного привода не забивается грязью и снегом даже при езде в ужасных погодных условиях
- Система полного привода невероятно прочна, она выдержала контроллер Ludicrous на 2500 ватт
- Система привода Х11 обеспечивает отличный диапазон, а оригинальная стальная передача 42Т с кассетой весит меньше 400 граммов
- Передняя звездочка 30Т означает, что даже если у вас сядет батарея, вы сможете выехать из леса без мотора, просто вращая педали
- Вы можете выбрать из 3 различных рам для больших колес толщиной от 4 до 5 дюймов (сразу предупреждаю, берите для 5 дюймов)
- Работа системы 4WD не увеличивает заносы, механизм сцепления 4WD потрясающе продуман и удобно расположен на рукоятках руля
- У велосипеда приличная гарантия, Стив – потрясающий парень, он одержим не заработком миллионов, а созданием крутых великов
- Система передач выполняется из стали или алюминия (цена одинаковая, но велосипед будет весить граммов на 200 побольше), если вы собираетесь ставить на велосипед мотор, то выбирайте только сталь
- Цена для американского электровелосипеда с полным приводом невероятно приемлема.
Минусы
- Переднее и заднее колесо должны быть одинаковыми, либо переднее колесо должно быть меньше в диаметре, в противном случае ждите беды (сильных заносов на полном приводе)
- Запчасти для системы полного привода можно найти только у Christini
- Стоит больше, чем аналогичный велосипед без полного привода
- Перед каждой поездкой на хабы 4WD нужно распылять смазку, но нельзя допускать, чтобы смазка попала на тормозной диск (покупая велосипед, вы получаете бесплатную банку смазки)
- Я не в восторге от встроенной в раму заводской батареи на 48 ватт/30 ампер (я предпочитаю батареи на 52 ватта/14 S)
- В эту раму не поместится шина Snowshoe 2XL, но Стив думает о том, чтобы в ближайшем будущем добавить совместимую с ней раму
- Для моего роста (под два метра) средний размер велика оказался маловат, Стив говорит, что мне нужна рама 22 дюйма XL
- Заводские педали быстро заледенели, я нашел очень дешевые "медвежьи когти" из стали и пластика, зимой можно гонять только с такими
- Хабы не быстросъемные, чтобы снять их с колеса, необходим шестигранный ключ
- Велосипед тяжелый - я тестировал модель весом 27 килограммов (с учетом большой батареи 5P, грузового багажника и налипшей грязи)
- Нельзя использовать передний тормоз больше, чем задний, в противном случае сцепление будет скакать
Я не смог заехать только на один покрытый снегом и льдом холм, уклон был сильно больше 40 градусов и он был покрыт мокрыми корнями. Помимо этого холма (на который я в любом случае не заеду ни на одном своем электровелосипеде) велик Christini справился со всеми испытаниями, которые я смог придумать. Даже с учетом ограничений заводской батареи на 1500 ватт комбинация звездочек 30Т спереди и 42Т сзади гарантирует, что вы сможете пробраться по абсолютно любому маршруту. Если вы ездите не по влажному тяжелому снегу, то заводская батарея Christini на 1000 ватт справится со снегом глубиной до 15 сантиметров. Я бы даже не стал рассматривать батарею на 750 ватт. Да, она сделает велик легче примерно на 1,3 килограмма, но вы скорее всего будете разочарованы недостаточной мощностью при езде по снегу.
Как кататься на велосипеде Christini без мотора
Пару раз я застревал глубоко в лесу и в велосипеде садилась батарейка, а значит, мне приходилось довольно долго крутить педали, чтобы вернуться домой. Если честно, это было не так ужасно, как я ожидал, я оставлял систему полного привода активной, просто поднимал задницу с сиденья и как мог шевелил своими ногами. Если кто-то из вас подумывает о покупке модели Christini без мотора, я бы сказал, что оно того стоит. Ничто так не бесит, как езда по снегу, когда вы изо всех сил крутите педали, а заднее колесо просто плетется следом и постоянно застревает в снегу. Хорошее расположение педалей и сильные поршни гарантируют, что система полного привода работает, даже если велосипед движется только от силы ваших ног. А когда вы наконец доезжаете до какого-нибудь спуска, то и вовсе можете отвести душу, потому что вам не нужно переживать о потере контроля над передним колесом и вы можете ехать гораздо быстрее.
Буду ли я рекомендовать полноприводный велосипед Christini для серьезных ездоков? Если честно, то 9 месяцев в году практически при любой погоде вам не особо нужен велик с полным приводом, но если вам приходится ездить по снегу, льду, песку, скользким бревнам и грязи, то ему нет равных. На этом велосипеде я мог кататься в совершенно любых условиях и мне не приходилось выставлять ногу для равновесия, что я постоянно делаю с другими великами, чтобы не дать им выскользнуть из-под меня. Как-то мне пришлось ехать по дороге со свежесрубленными пеньками, и велосипед по тормоза застрял в грязи. Я выжал дроссель на полную и каким-то образом система полного привода вытащила меня из грязной ямы. Поразительно.
Что касается прочности этого велосипеда, за 2 недели я успел так активно покататься, что шатун почти отвалился, подвеска переключателя погнулась, а сиденье расшаталось. Но за 30+ часов испытаний в велосипеде не сломалось ничего существенного. Учитывая тот факт, что в моих самодельных великах что-то существенное ломается каждые 4-6 часов, должен признать, что я остался под впечатлением. Christini начинали с производства полноприводных систем для дёрт-велосипедов, поэтому когда они наконец добрались до электровеликов, то уже знали, как делать полноприводные системы, которые не боятся грязи.
Неотъемлемой частью веселья езды по снегу является постоянная и полная потеря контроля. Езда на полноприводном велике Christini - совсем другое дело. Мне не приходилось постоянно следить за тем, чтобы не разбиться, я начинал чувствовать, что буквально летаю на высокой скорости практически по любому ландшафту. Уверенность и скорость, которые велосипед Christini подарил мне на снегу, вывели мое мастерство на совершенно новый уровень. Готов ли я кататься так жестко и быстро в по-настоящему опасных условиях? Время покажет. А пока что я продолжу кататься максимально жестко и быстро.
Ниже я привожу характеристики электровелосипеда, который я тестировал. Он стоит примерно 5595 долларов и доступен по ссылке. Единственная разница в том, что на моем велике была батарея 5P (16.75 А/ч), а не 4P (13.5 А/ч) и шины VeeRubberBulldozer, а не Snowshoe XL."
- Алюминиевая рама 6061 T6 со встроенной прямой системой полного привода
- Вилка CHRISTINI Carbon FAT 135 мм
- Встроенная рулевая колонка CHRISTINI суплотненными подшипниками
- Передний хаб: полноприводный CHRISTINI с односторонним сцеплением
- Задний хаб: Carver 197 мм XD Drive с креплением через ось
- Обода Sun Ringle Mulefut 80 м
- Спицы Wheelsmith DB, черные
- Толстые шины Vee Rubber Snowshoe XL 26×4.8 PureSilca
- Система среднего привода: BAFANG 1000W
- Батарея PanasonicShark 48 ватт, 13.5 А/ч
- Кассета XG-1150
- Задний переключатель GX
- Цепь PCX1
- Педали WellgoMtn WPD-95B Clipless с платформой
- Рычаги гидравлические SRAM Level (или проводные AVID FR-7)
- Тормозные колодки гидравлические SRAM Level (или проводные AVID BB7)
- Тормозные диски SRAM Centerline 180 мм
- Трубки Race Face Aeffect 35 мм Riser
- Вынос Race Face Aeffect 35 мм 60 мм
- Подседельный штырь Race Face Turbine 31.6
- Сиденье WTB ProGel
- Зажимы Ergon GP1
- Вес25 кг.
Комментарии
Отправить комментарий